Народы Узбекистана: Русские

13.07.2010

Самоназвание: русские; в XIX - начале XX вв. употреблялся также этноним великорусы или великоросы. В настоящее время основное население Российской Федерации. Язык: русский, восточнославянской подгруппы славянской группы индоевропейской семьи.

Большинство верующих  православные, в т. ч. старообрядцы.

Русские в Узбекистане:

1926 г.  275 000

1979 г.  1 665 658

1989 г.  1 653 478

2000 г.  1 199 015

ИСТОРИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ В РЕГИОН

Связи русского народа с народами Средней Азии восходят к глубокой древности. Известны факты дипломатических связей российских князей со среднеазиатскими правителями. Так, в 986 г. князем Владимиром были направлены послы к правителю Хорезма. Русских и других славян здесь знали, судя по произведениям Фирдоуси, Навои и др.

Сообщения о русском населении в пределах Средней Азии встречаются в письменных источниках XIII в. Францисканский монах Плано Карпини, посланный в 1264 г. папой Иннокентием IV с дипломатической миссией к монголам, при описании Средней Азии, через которую проезжал, неоднократно упоминает о проживающих там русских пленниках и указывает, что использовались они, главным образом, в качестве воинов и переводчиков.

Иоан де Рубрук, глава другой миссии, отмечает, что русские пользовались репутацией не только прекрасных воинов, но и людей искусных в различных ремеслах, в частности в ювелирном деле и архитектуре. Благодаря таким качествам, русских, прибывших в край добровольно или захваченных в плен и обращенных в рабство, ценили очень высоко и на родину не отпускали.

В XVII в. с дипломатическими миссиями в Бухару и Хиву приходили русские путешественники Иван Хохлов, братья Пазухины. Путешественники XVIII в. также отмечают наличие в среднеазиатских ханствах большого количества рабов, захваченных в пограничных областях России и на побережье Каспийского моря. В 1728 г. русские пленники возглавили восстание персидских и других рабов против хивинского хана Ширгази, в ходе которого хан был убит.

Когда в 1820 г. в Бухарский эмират выезжала дипломатическая миссия А.Ф. Негри, она отмечала присутствие в Бухаре более 500 русских. Проводились и научные экспедиции в 1723 г., в 1840 г. и др.

ЗАСЕЛЕНИЕ РУССКИМИ ТУРКЕСТАНА С СЕРЕДИНЫ XIX в.

Кривая роста численности русских в регионе пошла резко вверх после завоевания в середине XIX в. Туркестана Российской империей. Уже по данным переписи 1897 г., она достигла 197 тыс. в русском Туркестане (3,75% от всего населения края) и 16 тыс.  в Бухарском эмирате и Хивинском ханстве. Русское население концентрировалось в городах, особенно в Ташкенте. Так, если в 1870 г. в Ташкенте числилось всего 5 русских семей (кроме солдат) и 18 чел. временно приехавших, то в 1875 г. в новом городе проживало уже 4859 чел. В 1887 г. число жителей в этой части города достигло - 6419 чел., в 1890 г. - 12981, в 1897 г. - 26860 чел., а в 1911 г. - свыше 47500 русских при общей численности населения города - 234 тыс. чел. В 1920 г. русских в Ташкенте было уже 58228 чел.

При этом нужно учитывать, что к числу русских зачастую относили украинцев  и белорусов (малороссов), а также евреев, обращенных в православное христианство.

Несмотря на то, что русские приезжали в Туркестан практически из всех областей России, среди них можно выделить оренбургскую и самарскую группы переселенцев. Первая формировалась из отставных солдат и казаков, оставшихся на поселение еще до революции, а вторая  в основном из спасавшихся от голода беженцев Поволжья. К концу XIX в. число русских переселенцев в Туркестанском крае пополнили политические ссыльные, особенно много их было в Ташкенте.

Заселение русскими региона носило волнообразный характер, обусловленный теми или иными событиями, явлениями или решениями центральных властей. Первая крупная волна переселенцев была связана с отменой в 1861 г. крепостного права в России, что создало спрос на землю со стороны освободившихся, но безземельных крестьян. Чтобы снять создавшееся социальное напряжение, выливавшееся в крестьянские бунты, царское правительство ввело ряд льгот для переселенцев на национальные окраины. Льготы заключались в предоставлении земель в Туркестанском крае и освобождении от налогов.

О масштабах переселенческого потока в Туркестан свидетельствуют следующие данные. В 1896 г. общее количество переселенцев составило 178400 чел., причем 38% из них переселились самовольно. После 1910 г. полным ходом пошел процесс изъятия земель у коренного, в первую очередь кочевого, населения для нужд переселенцев, что приводило к межнациональным конфликтам, а в 1916 г.- к широкомасштабному восстанию по всему Туркестанскому краю.

Однако переселенческая политика царизма потерпела крах. Часть прибывших крестьян не сумела получить землю, другим не удалось приспособиться к условиям местного ирригационного земледелия. Вконец разорившиеся переселенцы возвращались обратно. По данным одного только Ташкентского переселенческого района, процент обратных переселенцев в 1911 г. достиг 81% от числа приезжающих, а в 1913 г.- 99%.

Вторая волна миграции была связана с развитием промышленности и инфраструктуры региона, активизацией торгово-экономических связей с Россией. За период с конца XIX до начала XX в. в Туркестане было построено 571 предприятие. В Туркестан стали прибывать квалифицированные рабочие, специалисты, коммерсанты, чиновники, которые оседали, в основном, в городах:  Самарканде, Ташкенте, Фергане, Коканде и даже в Бухаре и Хиве.

Большой толчок к росту численности русского населения в крае дало строительство железной дороги в 1899-1905 гг. Дорога явилась не только транспортной магистралью. Ее пуск способствовал развитию различных производств, вызвал новую волну миграции промышленного и торгового люда.

По иному шло формирование восточнославянской диаспоры на территории Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Здесь в основном складывались группы неземледельческого населения. Вдоль железнодорожного полотна возникали русские городские поселения (Чарджуй, Новая Бухара и др.). В Бухарском эмирате в начале XX в. насчитывалось около 12 тыс. русских подданных.

Ко второму десятилетию XX в. в Туркестанском крае, Бухарском эмирате, Хивинском ханстве проживало более 500 тыс. чел. европейского населения, преимущественно русских, украинцев и белорусов. Военное время 1914-1918 гг. характеризуется уменьшением русскоязычного населения в связи с призывом в армию. В 1916 г. по Туркестану было мобилизовано 286,4 тыс. чел., большинство из них  представители восточно-славянской диаспоры.

Следующие волны миграций были связаны с советской политикой русификации и индустриализации региона. Однако первая волна миграции в этот период была вызвана голодом в ряде областей России. С этого времени за Ташкентом закрепилась репутация хлебного города. По данным переписи 1926 г., русских в Узбекистане насчитывалось 275 тыс. чел., или 5,3% всего населения республики. В 30-е гг. усилилась добровольно-стихийная миграция в Узбекистан из Поволжья и Украины. В процессе индустриализации для работы на промышленных предприятиях республики прибывали в основном русские рабочие и специалисты -  всего 94,3 тыс. чел. (1933-1938). В результате, по данным всесоюзной переписи населения 1939 г., численность русских, проживающих в Узбекистане, составила 727,3 тыс. чел., т. е. по сравнению с 1926 г. выросла почти в три раза.

Вторая мировая война ознаменовала собой новую волну миграции. После 1944 г. в свои родные места стали возвращаться многие русские, украинцы и белорусы, эвакуированные сюда в годы войны. Хотя значительная их часть предпочла остаться в Узбекистане.

Между тем, в связи с переездом в военный период ряда предприятий с территории России и строительством новых промышленных объектов после войны, численность русских, проживающих в Узбекистане, продолжала неуклонно расти. К моменту переписи населения 1959 г. их количество перевалило за миллионный рубеж.

Последней по времени крупной единовременной миграцией русских в республику стал приезд строителей для восстановления Ташкента после землетрясения 1966 г. При этом русское население продолжало концентрироваться в городах. Так, по данным переписи 1970 г., 89% русского населения в Узбекистане проживало в городах и только 11%  в  сельской местности.

С конца 70-х гг., то есть задолго до распада СССР, наблюдается отток русских из Узбекистана. Так, с 1979 по 1989 г. численность русских в республике впервые снизилась, хотя всего на 0,7%,  с 1666 тыс. (10,8% от всего населения) до 1653 тыс. чел. (8,3%). Это было вызвано, в основном, усилившимся отставанием в уровне жизни республики от остальных регионов Советского Союза, особенно западных.

После распада СССР и образования новых независимых государств отток русского и, в целом, славянского населения из республики резко усилился. Он подогревался многими причинами  усилением разницы в социально-экономическом положении бывших союзных республик, стремлением сохранить свою национально-культурную идентичность в условиях формирования новых национальных государств и целым рядом других причин.

В последние годы в Узбекистане заметно уменьшается доля русских в составе населения страны: с 1989 по 1998 г. - с 8,3% до 4,9%. Это происходит не только в результате миграции, но и снижения рождаемости на фоне сохраняющегося высокого естественного роста населения узбеков, таджиков и других коренных национальностей.

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

Русские привнесли в Туркестан значительный пласт культуры, что было связано с наличием в составе прибывающих высококвалифицированных специалистов, других представителей интеллигенции, чьи ряды пополнялись по мере развития инфраструктуры образования, науки и культуры в регионе.

Среди первого поколения русской интеллигенции в Туркестане можно назвать как наиболее выдающихся: хранителя восточных древностей - В. Л. Вяткина, тюрколога - Н. Н. Пантусова, художников  И. С. Казакова, В. В. Верещагина, С. П. Юдина, врачей  В. А. Благовещенского, П. А. Глазунова, М. И. Шишову, педагога Н. П. Остроумова. Пионером внедрения новых сортов хлопчатника был Н. Н. Раевский.

Еще при Российской империи в регионе возникла сеть учебных заведений европейского образца. В 1876 г. в Ташкенте открываются мужская и женская гимназии, в 1879 г.  Туркестанская учительская семинария, готовившая педагогов для русско-туземных школ, а в 1884 г.  первая русско-туземная школа. Возник также спрос на изучение местных языков и культуры. Так, в 1887 г. В. П. Наливкиным издаются первые пособия по узбекскому языку и грамматике.

В 1870 г. в Ташкенте была открыта публичная библиотека, в 1874 г. - астрономическая обсерватория. В 1876 г. на базе библиотеки был создан музей. В 1894 г. первых учащихся приняло ремесленное училище. В городах Туркестана начинают издаваться газеты и книги на русском языке.

Получает развитие музыкальная культура. В 1884 г. было создано музыкальное общество, насчитывавшее 600 членов, в т. ч. 80 певцов.

В связи с массовым прибытием русских и строительством домой европейского типа стал меняться внешний облик городов Туркестана. Если проследить эволюцию жилья, то к первым русским поселениям следует отнести степные укрепления, строившиеся военными отрядами, и казачьи поселки. Новый, более постоянный, вид жилья появляется в процессе крестьянского расселения. Приехавшие в Туркестан переселенцы на первых порах селились во времянках. Затем складывается жилье, по характеру строительных материалов частично приближающееся к сельскому узбекскому жилью, но с архитектурными деталями тех областей России, откуда они были родом.

В городах администрация и чиновники сначала расселяются в зажиточных домах, но затем с 80-х гг. XIX в. в Узбекистане закладываются основы туркестанской архитектуры. В облике русской части городов важной составляющей были православные храмы. Дальнейшее развитие архитектуры сказалось в улучшении комфортности и городского, и сельского жилищ  применении нового стандарта кирпича, гидрофобных растворов, кровельных материалов, строительной техники, остеклении.

В 20-30-е гг. в Узбекистане жили и трудились выдающиеся художники:  П. П. Беньков, В. Уфимцев, А. И. Волков, А. В. Николаев (Усто Мумин), М. Е. Новиков. В 1928 г. в Ташкенте был открыт Театр юного зрителя, в 1934 г. - Государственный русский драматический театр. Создаются театры русской драмы в Самарканде и Фергане.

В годы второй мировой войны имела место крупная волна эвакуации в Узбекистан деятелей науки и культуры. Так, в Ташкенте некоторое время проживали Алексей Толстой, поэтесса Анна Ахматова, писатели Борис Лавренев, Николай Погодин, Корней Чуковский, музыканты и композиторы В. Беляев, В. Успенский, создавшие узбекские оперы «Улугбек», «Тахир и Зухра», «Ходжа Насреддин».

Особо следует отметить присутствие в Узбекистане целой плеяды востоковедов  А. Н. Семенова, П. Г. Булгакова, А. К. Боровкова, этнографов О. А. Сухареву и А. С. Морозову, антрополога Л.В. Ошанина, лингвиста Е. Д. Поливанова, языковеда Н. А. Баскакова, историографа Б. В. Лунина, искусствоведа Г. А. Пугаченкову, историка К. Е. Житова, ботаника И. А. Райкову, геолога В. И. Попова, зоолога-натуралиста Е. П. Коровина и др. Русские ученые вошли в состав Академии наук Узбекистана, открытой в 1943 г.

Наряду со сложением в республике русского пласта носителей науки и культуры, сыгравшего определенную роль в интернационализации и европеизации местного населения, следует отметить влияние и местной многовековой культуры на русскую диаспору. Примером синтеза русской и среднеазиатской эстетик является творчество художников Кашиной, Николаева, Волкова и многих других.

Можно говорить об особой идентичности русского населения Узбекистана, отличающейся от идентичности русских, проживающих в России.

Этот феномен есть результат многолетнего совместного проживания русских, узбеков и других коренных народов края, культурного обмена между ними и межнациональных браков.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

В Ташкенте по адресу: Ташкент, Мирабадский р-н, Авиагородок, 76А действует «Русский национальный культурный центр Узбекистана».

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 5340

Информация об организации: Русский национальный культурный центр Узбекистана

Комментариев: 2


2010-07-13 17:49:40, Гость_Зарина:

Неужели и про цыган напишите?

2010-07-28 09:47:49, Гость_Ташкентец в 3 поколении:

Серия статей уникальна и позволяет познакомиться с традициями и бытом наших соотечественников - представителей разных народов. А то, что русские в Ташкенте - другие, это правда, восточная культура не могла не отразиться на бытовых привычках и мировоззрении. И, конечно, нельзя отрицать того факта, что теплый и гостеприимный Ташкент распахивал свои ворота представителям самых разных социальных слоев,  многие талантливые люди, гонимые в России нашли пристанище именно здесь

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.