Народы Узбекистана: Татары крымские

19.07.2010

Самоназвание: кърым татарлар; в русских источниках XVI - VII вв. -  крымцы, крымские татары, в XVIII - XIX вв. -  татары, в XX в. - крымские татары. Язык: крымско-татарский, кипчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Основные диалекты: северный (степной), средний (горный) и южный (прибрежный). Верующие: мусульмане-сунниты.

Крымские татары в Узбекистане:

1979 г.  117559

1989 г.  188772

2000 г.  10046

Татары крымские подразделяются на три субэтнические группы: степные татары (ногайские татары), южнобережные татары (самоназвание - татары), предгорные татары; иногда выделяется субэтническая группа потомков ногаев (ногаи), смешавшихся со степными татарами.

В дореволюционный период среди наиболее известных их соотечественников, посетивших Туркестан, был Исмаил Гаспринский (1854-1914)  основатель новометодной школы в Российской империи (джадидизм). Подобные школы были основаны им в Бухаре, Ташкенте и др. городах. Встречался с эмиром бухарским и местной интеллигенцией в 1893 и 1907 гг.

Массовое расселение крымских татар в Узбекистане связано с их принудительным переселением из Крыма в Казахстан, Узбекистан и Сибирь в годы второй мировой войны. До 1 июня 1944 г. в Узбекистан было переселено - 35275 семей (151604 чел.) крымских татар. По состоянию на 1 января 1953 г. здесь проживало -128348 крымских татар  спецпереселенцев. Они были расселены по всем областям республики:  Ташкентской, Самаркандской, Ферганской, Андижанской, Наманганской, Бухарской, Кашкадарьинской, Хорезмской и в Каракалпакии. Городом значительной концентрации крымско-татарской интеллигенции стал Ташкент.

По данным переписи населения 1959 г., численность татар в Узбекистане составляла  444810 чел. (включая крымских татар); в 1970 г. татар (включая крымских) в Узбекистане было уже 573700 чел. Отдельные сведения о численности крымских татар в 1959 и 1970 гг. официально не публиковались.

Сохранение языка своей национальности и владение им - для крымских татар имеет исключительно важное значение. По сути - это победа в их самоотверженной борьбе за выживание и самосохранение. По данным переписи 1989 г., из 188772 крымских татар, живших в то время в Узбекистане, 175890 чел. родным языком считали свой национальный, 9338 чел. - русский.

После указа советского правительства 1967 г. о реабилитации депортированных народов были восстановлены их конституционные права. Тогда же и  началось их постепенное возвращение на историческую родину. С 1957 до 1990 г. в Узбекистане выходила республиканская газета на крымско-татарском языке «Ленин байрагы». В 1984-1991 гг.  издавался литературно-общественный журнал «Йылдыз», а также две областные газеты  «Дустлик» и «Бахористон акъикваты». Радио Ташкента до 1990 г. три раза в неделю вело передачи на крымско-татарском языке.

НАУЧНАЯ И  КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

За полувековой период вынужденного присутствия в Средней Азии крымские татары доказали свою жизнеспособность и высокий творческий потенциал.

В Узбекистане продолжали творить прозаики, поэты, заявившие о себе как талантливые личности еще в довоенный период у себя на родине, в Крыму:  Алтанлы, Шамиль Алядинов, Джевдет Аматов, Ибрагим Паши.

Новая поросль национальной писательской интеллигенции представлена именами Чекеза-Али, Нузата Умерова, Куртнезира, Исы Абдурахманова, Рустама Алиева и др. Рождение новой плеяды крымско-татарских писателей, пишущих на родном языке в условиях дисперсного расселения своего народа, стало настоящим явлением в истории литературы крымско-татарского этноса.

В 70-е гг. в некоторых средних школах имелись классы для детей крымских татар, где обучение проводилось на родном языке. С 1969 по 1990 г. при филологическом факультете Ташкентского педагогического института было открыто отделение крымско-татарской филологии.

Сохранению крымскими татарами навыков ковроткачества способствовала общность традиций в этом виде декоративно-прикладного искусства с однотипным ремеслом коренного мусульманского населения. В кишлаке Палванташ Андижанской области в первый же год переселения женщины продолжили заниматься своим любимым делом - ковроткачеством и изготовлением келимов (ковриков для намаза). И, естественно, продолжал развиваться самый массовый вид народной культуры - вышивка. В качестве образцов для нового поколения мастериц служили домашние реликвии.

По мнению искусствоведа Исмета Заатова, особенно заметные сдвиги в развитии крымско-татарского искусства произошли в 60-80-е гг. XX в. В этот период в Республиканском художественном училище имени П. П. Бенькова и Театрально-художественном институте была подготовлена целая плеяда художников  мастеров различных видов изобразительного искусства, в том числе группа живописцев - Р. Усейнов, А. Бараш, графиков - З. Трасинова, Э. Иззетов. В Узбекистане выросли первые крымско-татарские скульпторы и гобелисты, например, А. Алиев, М. Чурлу.

Неоценимый вклад в воспитание новых мастеров из числа представителей крымско-татарской национальности сыграли носители традиций узбекской и  крымско-татарской художественной школы: К. Эминов - заслуженный деятель искусств Узбекистана, М. Чурлу - один из блестящих знатоков крымско-татарского орнамента, А. Бекиров - мастер резьбы по дереву, заслуженный работник культуры Узбекистана.

После периода относительного забвения вновь появились молодые профессиональные ювелиры и чеканщики по металлу (А. Галибов, И. и Э. Аблаевы, А. Асанов), что очень важно, поскольку ювелирные изделия являлись важной частью женского и мужского (в меньшей степени) национальных костюмов.

В области музыкальной культуры популярны произведения композиторов Ячъи Шерсетдинова, Эдема Намбандова и Ильяса Бахшиша. Своим талантом прославился певец (тенор) Государственного академического Большого театра имени А. Навои Руслан Гаффаров.

За годы совместного проживания с другими народами в Узбекистане крымские татары зарекомендовали себя хорошими специалистами в самых разных отраслях народного хозяйства, как в городах, так и  в  сельской местности.

Всей республике известны имена докторов технических наук Тейфука Асанова и Февзи Якубова, доктора химических наук - Асана Муртазаева, доктора архитектуры - Заремы Ногаевой, архитектора - Энвера Асанова.

Получили признание в Узбекистане и за его пределами труды востоковеда-тюрколога, доктора филологических наук - Айдера Меметова, историка - Гульсум Михалевой.

Но больше всего крымско-татарская диаспора Узбекистана взрастила талантливых врачей:  доктора медицинских наук - Рифата Мамутова, Эльзара Бахишева, С. Билялова, Саида Руми, Абдуллу Аджимуллаева, Якуа Балича и мн. др.

Несмотря на массовый исход крымских татар в 90-х гг. на свою этническую родину, в крымско-татарской диаспоре Узбекистана осталось немало талантливых писателей, художников, мастеров прикладного искусства, архитекторов, известных специалистов в разных областях науки, преподавателей вузов, колледжей и школ.

По материалам сборника: "Этнический атлас Узбекистана".

В Ташкенте по адресу: Ташкент, Яккасарайский р-н, ул. Бабура, 4, комн. 212 действует 

"Авдет" Национальный культурный центр крымских татар г. Ташкента.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Народы Узбекистана

Еще по теме:

Просмотров: 7632

Информация об организации: "Avdet" Национальный культурный центр крымских татар г. Ташкента

Комментариев: 1


2010-07-19 11:38:35, Гость_Пользователь:

Великолепная серия статей - не встречала ни на одном сайте. Эта рубрика вместе с картой Ташкента - изюминка mg.uz

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.