Музей Сергея Есенина в Ташкенте

04.02.2011

Небольшое, но привлекательное здание Музея Сергея Есенина в Ташкенте со всех сторон окружено пятиэтажными жилыми и административными зданиями. О нем не напоминают специальные указатели со стороны шумных городских улиц, но дорогу к нему найти несложно.

Создание Музея Сергея Есенина не было случайным явлением в культурной жизни столицы Узбекистана. В 60-е годы прошлого века, когда русской литературе и поэзии было возвращено имя и творчество Сергея Александровича Есенина, из спецхранов государственных архивов и библиотек были извлечены достоверные сведения о поездке Сергея Есенина в 1921 году в Туркестан, публикации о которой по известным причинам замалчивались.

Сергей Есенин мечтал побывать в наших краях. Его манил Восток с многовековой поэтической традицией и культурой, а также стремление лично познакомиться с ташкентским поэтом Александром Ширяевцем, с которым он уже много лет переписывался. Осуществить это желание не удавалось из-за грандиозных исторических перемен, связанных с революцией и гражданской войной. Только в мае 1921 г. поэту удалось воспользоваться предложением своего друга председателя контрольной фронтово-разгрузочной комиссии Наркомата путей сообщения Г. Р. Колобова и совершить с ним поездку в Туркестан.

Время в Ташкенте у Сергея Есенина было до предела заполнено официальными и неофициальными встречами с ташкентскими поэтами, работниками редакций газет и журналов, читателями. Он выступал с чтением своих стихов в Ташкентском Союзе поэтов, в Студии искусств, в клубе Красной Армии, в Доме имени А. В. Луначарского, перед сеансами в кинотеатрах «Зимняя Хива» и «Туран». Значительным событием в культурной жизни столицы стал литературный вечер Сергея Есенина в читальном зале Туркестанской публичной библиотеки. Ташкентские слушатели впервые услышали законченную поэму «Пугачев». Неповторимый голос русского поэта также звучал в домах ташкентский друзей: художника Александра Волкова, поэта Валентина Вольпина, директора библиотеки Николая Кулинского, в семье Михайловых, в скромной квартире Александра Ширяевца. Знакомился С. Есенин с жизнью и культурой местного населения. С друзьями часто ездил в Старый город Ташкента, осматривал древние памятники в районе Шейхантаура, слушал узбекскую музыку и песни в доме купца Назарбекова, выезжал с друзьями в пригородный кишлак Келес, где за праздничным дастарханом слушал выступления местных поэтов. Незабываемой для Есенина стала и двухдневная поездка в Самарканд с его замечательными архитектурными древними памятниками. Поездка С. Есенина в Туркестан была важной вехой в его творческой биографии. Есть все основания считать эту дату началом отсчета его работы над знаменитыми «Персидскими мотивами», которые он завершил через три года при посещении Кавказа.

Эти важные биографические данные великого русского поэта послужили основанием идеи создания Музея Сергея Есенина в Ташкенте. В 1975 году. имя С. Есенина после длительного несправедливого замалчивания было окончательно возвращено литературе. Его творчество стали изучать в школах и вузах, лирические произведения прочно вошли в культуру и быт широких масс, изданные произведения поэта стали настольными книгами ценителей поэзии. Для многих ташкентцев было своеобразным открытием не только приезд в 1921 году поэта в Туркестан, но и известие, что в столице Узбекистана с 1942 года живет его дочь Татьяна Сергеевна Есенина со своими детьми и внуками.

В Ташкенте было немало лиц, хранивших память о поэте и постоянно проявлявших большой интерес к его творческой биографии. Когда в 1975 году в Окружном Доме офицеров была открыта выставка картин молодого художника-любителя, журналиста Вадима Николюка, дополненная экспозицией книжных знаков есенинской тематики из коллекции доцента Ташкентского университета С. Зинина, то ее посетили тысячи любителей поэзии Сергея Есенина. О большом интересе свидетельствуют сохранившиеся десятки отзывов в книге посетителей. Побывала на выставке и дочь поэта Татьяна Сергеевна Есенина. Она записала в книге отзывов: «Выставка полотен Вадима Николюка, которого я знаю как автора дипломной работы о Есенине, явилась для меня большой неожиданностью. Не преувеличивая, скажу, мне не приходилось еще встречать более удачных попыток выразить настроение поэзии Есенина средствами живописи».

Выставка была разовой, кратковременной, но именно она послужила толчком для объединения единомышленников, решивших создать в столице Узбекистана музей русского поэта. В течение нескольких лет был сформирован фонд будущего музея. В его основу легли картины есенинской тематики художника-любителя журналиста Вадима Николюка, прижизненные издания произведений поэта и книжные знаки из коллекции экслибрисов С. И. Зинина, этнографические предметы быта ташкентцев 20-х годов, собранные искусствоведом А. В. Маркевич, литературоведческие работы из личной библиотеки П. И. Тартакрвского, ценные материалы из архива поэта А. В. Ширяевца, бескорыстно подаренные М. П. Новиковой, которая встречалась в 1921 году с С. Есениным. Удалось собрать десятки произведений Есенина, изданных на русском и других языках народов мира, среди которых важное место занимали книги с есенинскими стихами на узбекском языке, переведенные Народным поэтом Узбекистана Эркином Вахидовым. А сколько было экспонатов, приносимых есенинолюбами столицы и присылаемых из различных городов других республик! Эта благородная традиция продолжается и в наши дни. Сейчас фонды Музея составляют 2857 единиц хранения, в том числе: живопись — 67, графика — 369, скульптура — 7, предметы нумизматики — 16, предметы быта и этнографии — 175, фотографии — 190, документы и книги — 2014, прочие — 19. При музее также имеется небольшая библиотека, в которой собраны произведения русских и зарубежных поэтов, сборники и монографии о их творчестве, учебные пособия и справочники по русской литературе.

Была решена и проблема с предоставлением помещения для музея. Некоторое время общественный Музей Сергея Есенина ютился при районной библиотеке им. Есенина, затем в подсобном помещении общеобразовательной школы на Чиланзаре, наконец, в помещении на Высоковольтном массиве столицы. Большую помощь оказали книголюбы города Ташкента во главе с академиком Я. Х. Туракуловым, Т. П. Пустовой, С. М. Карагодиной, помогали заместитель министра культуры Ф. М. Ашрафи и начальник управления музеев Министерства культуры Ю. П. Гласс, заведующие районным отделом культуры М. А. Хананянц, Х. Джалилов. Откликнувшихся добрых и бескорыстных помощников было много. Открытие Музея Сергея Есенина было приурочено к 60-летию его приезда в Туркестан. Глубокий смысл был в словах, сказанных поэтом Э.Вахидовым во время торжественного открытия музея: «Здесь, в Ташкенте, Сергей Есенин получает постоянную прописку. Его домом будет этот музей».

Об открытии Музея Сергея Есенина писали многие газеты, что значительно расширило контакты с есенинолюбами из различных городов, помогавших пополнять новыми экспонатами фонды музея. Об успехах музея можно судить по изменению его официального статуса. За короткий срок он из общественного музея перерос в народный с штатной единицей хранителя, а потом стал государственным, вторым в стране после Музея-заповедника С. А. Есенина в Константинове.

Музею выделили новое помещение в центре столицы. В период распада Союза высказывались опасения о его закрытии, но время показало, что такой очаг русской литературы и культуры необходим не только для русских, связавших свою жизнь с узбекистанской землей, но и для многих представителей других национальностей. Помещение музея капитально отремонтировали, были выделены средства для обновления экспозиции. В 1999 году состоялось открытие третьей по счету экспозиции музея, отвечающей современным требованиям с применением новейшей музейной техники.

В залах музея можно увидеть подлинные автографы С. Есенина, редчайшие прижизненные издания его произведений, начиная с «Радуницы» 1916 года, в том числе и книги с пометками поэта или близких ему (сестер А. А. и Е. А. Есениных, Г. Бениславской, Н. Вольпиной), уникальные фотографии, грампластинки с записью голоса поэта, собранные внуком журналиста В. Г. Михайлова, в доме которого в Ташкенте бывал поэт. Интерес вызывают редкие издания местных поэтов двадцатых годов, подаренные музею инженером-энергетиком В. Юферевым. Из бытовых экспонатов, подаренных ташкентцами, воссоздан уголок гостиной, типичной для старого русского дома в Ташкенте. На основе материалов фонда долгие годы жившего в Ташкенте поэта Александра Ширяевца создана экспозиция «Есенин и мы». Представленные произведения С. Есенина на узбекском языке в переводе Народного поэта Эркина Вахидова и других мастеров слова, а также книги на других языках, наглядно свидетельствуют о большой любви и постоянно растущем интересе к творческой биографии русского поэта.

Кроме регулярных экскурсий по залам музея и бесед о творчестве С. Есенина стали регулярно проводиться есенинские чтения, литературные и музыкальные вечера, концерты и просмотры есенинского слайд-фильма «С. Есенин и Восток», созданного директором музея В. Николюком, конкурсы чтецов и выставки работ художников, встречи с интересными людьми.

С 1992 года Общественный совет музея начал издавать специальный информационный выпуск «Мир Есенина». В музее проводятся различные культурно-массовые мероприятия, вызывающие неподдельный интерес у ташкентцев и гостей столицы. Коллектив музея эту работу проводит в тесном сотрудничестве с Русским культурным центром Узбекистана. Директор музея О. Ю. Чеботарева является членом президиума Русского культурного центра.

В Музее Сергея Есенина постоянно стремятся сохранять бережное отношение к пушкинским традициям в русской поэзии. Традиционно в день рождения великого русского поэта в Ташкенте на площади имени Пушкина собираются многочисленные любители русского слова, чтобы прочитать или послушать стихи любимого поэта, обменяться мнениями о современной поэзии, встретится с известными поэтами.

С небольшими интервалами в Музее Сергея Есенина при поддержке Посольства России в Узбекистане проводится Ташкентский открытый фестиваль поэзии, среди участников которого не только поэты республики, но и представители других зарубежных стран. Оргкомитет фестиваля лучшие работы публикует в специальных альманахах «Малый шелковый путь».

Стало традицией в Музее Сергея Есенина организовывать презентации первых книг молодых авторов. Молодая поэтесса Юлдуз Мухтарова познакомила читателям со своим поэтическим сборником «Странник». Свои произведения вынесли на суд читателей обладатели Приза зрительских симпатий журналистка Вика Осадченко и сотрудник научного центра А. Кирдянов. творческие вечера в уютном зале музея проводили поэты Вадим Муратханов, Владимир Камнев, Виктор Комильцев, Санджар Янышев, Николай Ильин, Маргарита Тарсина, Елена Пагиева, Влад Соколовский и много других мастеров поэтического слова. Рядом с поэтическим словом в музее звучит музыка. Огромную помощь в проведении музыкально-поэтических вечеров оказывал Народный артист Узбекистана профессор Государственной Консерватории Узбекистана Куркмас Мухитдинов. Своим прекрасным голосом и хорошо подобранным репертуаром от арий из опер до русской народной песни певец до последних дней своей жизни покорял слушателей. Десятки талантливых его учеников продолжают дело своего учителя. Лекционный зал музея не очень большой, часто при проведении литературно-музыкальных вечеров он заполняется до отказа, слушатели готовы постоять в проходах и не каждый желающий может осуществить свою мечту — послушать своего любимого поэта, певца, актера.

Музей стал любимым пристанищем для многих художников. Тематика регулярно проводимых выставок разнообразна. Демонстрируются художественные полотна, посвященные какой-нибудь юбилейной дате, творчеству детей и подростков, произведениям народных умельцев. В год открывается до 4-5 персональных выставок известных и начинающих мастеров кисти. Привлекала внимание выставка картин ташкентского художника А. Волкова, который в 1921 году при встрече с Сергеем Есениным показывал ему свои работы. Свои полотна, этюды и эскизы на суд зрителей представляли художники Раис Абдулгалимов и Татьяна Ганьшина, выставляли художественные портреты Маргарита Шувалова, пейзажи и этюды — Владимир Петров, натюрморты и флористские композиции — Ольга Назаретьян, графику — Галина Ли, горные пейзажи — Мухаммад Фазылов, художественные сюжеты — Александр Семашкин. Обратила внимание любителей искусства выставка самаркандских художников из фондов Самаркандской картинной галереи. Не было равнодушных среди посетителей фотовыставок «Окно в Самарканд» Бориса Регистер, «Мир природы и красоты» Владимира Гончаренко, «Там, где вечно дремлет тайна…» Эрнеста Куртвелиева, «Мгновения зимы» группы ташкентских фотографов и др.

Музей Сергея Есенина проводит научно-исследовательскую работу по тематике «С. А. Есенин и литературный процесс в Узбекистане». Работники музея и активисты общества «Радуница» поддерживают творческие контакты с Музеем-заповедником Сергея Есенина в Константинове, с сотрудниками есенинской научно-исследовательской группы Института мировой литературы (ИМЛИ), международным обществом есенинолюбов «Радуница». В российском журнале «Современное есениноведение» были опубликованы статьи С. И. Зинина о найденной первой публикации поэмы Сергея Есенина «Марфа Посадница» в туркестанской газете «Просвещение» (1918 г.), о взаимоотношениях С. Есенина и А. Ширяевца на основании новых архивных материалов. Творческие контакты немногочисленных работников музея с активом Русского культурного центра вносят живительную струю в работу музея, что позволит в дальнейшем расширять круг желающих глубже познакомиться с богатейшим поэтическим наследием русского поэта, имя которого носит музей. Все это, бесспорно, благотворно скажется на росте культурного и духовного потенциала соотечественников, будет содействовать расширению и упрочению литературных, культурных, творческих связей Узбекистана и России.

Зинин Сергей Иванович,
член Правления Русского культурно центра Узбекистана, кандидат филологических наук (опубликовано с сокращениями)

Источник

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Достопримечательности Ташкента, Музеи Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 7198

Информация об организации: Музей Сергея Есенина

Вы можете оставить комментарий:

Гость_     Антибот:    
Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.