Сегодня, 52 года назад…, или памяти ташкентского землетрясения

26.04.2018

Автор:

Весна, апрель, холодный весенний  вечер…

Настроение никакое – сегодня прислали фотографии воинской части, в которой прошли несколько лет моей жизни. Части, расположенной почти в центре Калининграда. Что же осталось от старого, еще немецкого, кайзеровского сооружения…

Здесь располагалось специальное подразделение морской инженерной службы Дважды Краснознаменного Балтийского Флота. Все те, кто нас знал, говорили о нас просто -  «на все руки от скуки».

Один неумный индивидуум, ни разу не нюхавший матросские ботинки, издевательски называл мою часть «морским стройбатом». В чем-то, как ни странно, он даже был прав – мы умели многое. Умели строить, умели разрушать, умели…

Вот только новые боевые корабли, приходившие на флот,  так и стояли бы на рейдах, не имея возможности подойти  к берегу по причине отсутствия причальных стенок. Как же тут обойтись без береговых «бакланов», первых помощников в этом деле.

И такие же  помощники,  молодые  парни, только служившие намного раньше нас, носившие всего лишь другие форму и погоны, одними из первых появились на улицах Ташкента в то раннее, памятное многим, апрельское утро 1966-го года…

Это были парни, которых незаслуженно и цинично называли «стройбатом», никогда не задумываясь, что никакие «супер-пупер элитные» части не смогут жить под открытым небом. Что технику тоже нужно где-то хранить, что солдатам, да и офицерам попросту необходимо где-то жить…

А кто все это может сделать? Те  самые «стройбатовцы», которые «вечно в нечищеных сапогах», но… те, чьи руки можно назвать поистине золотыми. Часто эти войска называли «королевскими» - по той простой причине, что по своей численности они частенько превосходили некоторые другие рода войск.

Именно этим, «королевским», незаслуженно забытым ныне войскам и суждено было войти в историю нашего города.

Едем в Сергели!

26 апреля 1966 года, 5 часов 22 минуты 53 секунды.

Буквально через несколько минут после первого, самого мощного подземного толчка ташкентский гарнизон был поднят по боевой тревоге. Срочно вскрываются склады с  имуществом, формируются спасательные команды, наряженным в городские патрули выдается боевое оружие, и военные покидают свои городки.

Они приступают к разборке завалов, отключению поврежденных коммуникаций, оказанию помощи пострадавшим. Они начинают ставить тысячи палаток, помогая оставшимся без крова людям перебраться пусть в такое, вроде бы хлипкое, но все же жилье. Они на своей тяжелой танковой технике начинают снос строений, не подлежащих восстановлению.

А те самые «стройбатовцы», постепенно получая подкрепление, начинают возводить… памятник самим себе. Я не оговорился, тем более, что те самые, предназначенные для максимум пятилетней жизни, дома, давно получившие прозвище «деревяшки»,  в виде того самого «рукотворного памятника»,  до сих пор стоят в так называемых «старых Сергелях».

Они, и не только они, были построены под руководством самого, пожалуй, молодого заместителя министра обороны по строительству, генерала армии Александра Николаевича Комаровского.

О себе высокопоставленный генерал, награжденный высшими наградами Родины, всегда говорил скромно - "Моя военная специальность - строитель". И он также скромно оставил нам на память те самые жилые квартала, школы, больницы, административные здания, стоящие и поныне в разных районах города.

В то время под его командованием были практически  все военно-строительные подразделения огромной страны. И он, без промедления отдав приказ о срочной переброске нескольких строительных батальонов в пострадавший город, сам немедленно прибывает на место природного катаклизма.

Его уже знают здесь, ведь несколькими годами ранее строительные войска возводили новый город в пустыне Кызылкум, получивший имя знаменитого поэта -  Навои.

Еще до Великой Отечественной, в тридцатых, совсем молодой, тогда еще гражданский инженер, возглавлял строительные работы на знаменитом канале – «Москва - Волга».

Он с тех же довоенных времен достаточно известен среди военачальников высокого и не очень, рангов – еще бы, один из заместителей командующего военно-морским флотом страны, проектировавший наши военно-морские базы. 

Под его руководством после войны военные строители восстанавливают самые разные объекты, строят первую в стране атомную электростанцию. И вот он срочно прибывает в наш город, чтобы  лично, нет, не проследить, а руководить восстановлением пострадавшей столицы Узбекистана.

Несмотря на свое высокое положение, он не дожидается, сидя в кабинете, когда ему доложат, позвонят, сообщат. Нет, он сам выезжает на места, где может потребоваться его личное присутствие. Александр Николаевич «мотается» по всему городу, утрясает вопросы с гражданским начальством – не секрет, что гражданские всегда готовы под шумок урвать побольше от военных, знают, что те вряд ли откажут.

Вот и приходилось генералу армии (он получил это высокое воинское звание первым из военных строителей), лично вникать во все проблемы, «расставлять» кадры, внимательно наблюдая за ходом работ. Он организовывает работы не так, как кому-то хочется, а так, как необходимо.

Он лично принимает все необходимые меры, чтобы «его» люди были обеспечены нормальным питанием, имели возможность и отдохнуть, и написать письмо родным, и даже пойти в увольнение. Хотя… за «городским отпуском» в те месяцы никто из солдат и сержантов особо не гнался – на счету была каждая пара рабочих рук.

Он требует, чтобы ему немедленно докладывали об отсутствии тех или иных строительных материалов, возможной нехватке людей (а их всегда мало) и техники, принимает все возможные меры по устранению недостатков, буквально выбивая все необходимое для ритмичной работы всего  военно-строительного «организма». Его подчиненные вкалывали на объектах буквально сутками, ухитряясь при этом заступать  в плановые наряды. Они, как и их командующий, понимали – до наступления следующей осени пострадавших просто необходимо переселить либо в новое, либо в отремонтированное жилье, привести в порядок дороги, или проложить новые.

Тогда  и возник далеко за городом небольшой в то время поселок  – спутник - Сергели, уже в следующем году ставший еще одной административно-территориальной единицей Ташкента. Но военные строители не ограничились лишь возведением двухэтажного жилого городка.

Они появлялись на самых разных участках города, возводя «с нуля» все необходимые городу сооружения любой степени сложности. Поговаривают, что и мою школу, на 15-м Чиланзаре, тоже помогли построить именно военные строители. По крайней мере, на специально созданной карте Ташкента  четко указано - где и кто что-то построил, тот самый пятнадцатый квартал выделен, как один из участков, где работали именно военные строители.

Из воспоминаний Виктора Панько:

 «<Поезда со строительными материалами, предметами первой необходимости, квалифицированными строителями самых разных профессий следовали почти беспрерывными потоками к Ташкенту. Среди них - и наш поезд специального назначения войсковой части 11832 Белорусского военного округа, в которой я служил третий год в должности инспектора по учёту личного состава в звании старшего сержанта>.

<Из Белоруссии для работы по восстановлению и строительству Ташкента были направлены две войсковых части. Военно-строительные отряды были известны тогда в гражданском и солдатском обиходе как «стройбаты»>.

<Наш «стройбат» сдал свои строительные площадки в Белоруссии и отправился на помощь Ташкенту 8 июня. Добирались поездом 8 суток>.                                                                                          

<В\ч 11832 построила тогда улицу Белорусскую. Сборно-щитовые восьмиквартирные дома – это наш вклад. Я в строительстве лично не участвовал в силу специфики моей службы в штабе, но горжусь тем, что был там, что перенёс тряски и жару, что был удостоен Знака «Строителю Ташкента», что участвовал в мероприятиях, посвящённых Дню строителя в Театре имени Алишера Навои>».

Командующий «стройбатами» ежедневно приезжал на каждую строительные площадки, где находились «его» люди, сверял возводимые объекты с бумажными чертежами, иногда внося какие-либо поправки уже в ходе ведения строительно – монтажных работ. Работы шли в, как тогда говорили, ударном темпе – все понимали, что поставленную им задачу необходимо выполнить как можно скорее и качественно.

И уже к наступлению первых холодов практически все те, кто лишился собственного жилья, имели крышу над головой.

«Стройбаты» постепенно начали возвращаться на свои постоянные места дислокации – в Прикарпатье, на Дальний Восток, оставив нам на память тогда еще не тенистые, но улочки нового города – Спутника, возведенного мозолистыми руками солдат, сержантов и офицеров. Практически все они были награждены почетным знаком «Строителю Ташкента», и, сверх того, нагрудным знаком «Отличник Военного Строительства».

Прошло несколько лет, и генерал армии, Герой Труда, ушел из жизни. Через два года, в юбилейном, 1975-м году, две ташкентские, сергелийские,  школы, попросили присвоить им имя генерала Комаровского.

Победила  школа №6, в которой был организован музей, и сооружена памятная стела, которую помогли сделать несколько солдат, только что уволенных в запас. Они решили немного задержаться, чтобы отдать долг памяти своему командующему. Здесь же был организован и музей, на одном из стендов которого экспонировалась Золотая Звезда Героя Труда, переданная на вечное хранение вдовой Александра Николаевича…

Прошло много лет, минула еще одна историческая эпоха, ушла в прошлое страна,  которой честно служил и генерал, и все мы.

Но память о генерале армии сохраняется - в российской армии не так давно учреждена, хоть  и ведомственная, но все-таки награда, которой удостаиваются исключительно военнослужащие Управления по расквартированию войск. Это медаль, носящая имя славного боевого генерала – «Генерал армии Комаровский».

Он заслужил такую почесть…

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Природные явления

Еще по теме:

Просмотров: 2376

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.