Как изменится высшее образование в Узбекистане

06.06.2018

Как повысить качество образования в вузах? Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 5 июня 2018 г. подписал соответствующее Постановление.

Качество образования в отечественных вузах оставляет желать лучшего. В постановлении указаны следующие проблемы, мешающие сделать образование по-настоящему качественным:

1. Процесс организации обучения и система оценки знаний студентов не отвечают современным требованиям, так же, как и система оценки деятельности профессорско-преподавательского состава.

2. Вопросы вступительных тестовых испытаний не позволяют определить способность абитуриента мыслить логически, что зачастую оставляет "за бортом" талантливую молодежь.

3. Техническое оснащение вузов отстает от требований времени, вузы не стали центрами для обмена мнениями об инновационных и технологических идеях, нет условий для проявления инициативности преподавателей, молодых ученых и студентов.  

Что предлагается:

 1. Ведущим вузам самостоятельно разрабатывать учебные планы и программы по соответствующим направлениям образования и специальностям и утверждать их  в Министерстве высшего и среднего специального образования.

2. Внедрить  "современные, прозрачные и справедливые" методы контроля и оценки знаний студентов (автоматизированные, портфолио, тестовые испытания, творческие работы, антиплагиатные и другие) с учетом особенностей направлений образования, в том числе исключающие участие педагога, преподававшего по определенному предмету, в процессе итогового контроля.

3. С 2018/2019  учебного года ввести "нормы времени" профессоров и преподавателей с учетом учебных нагрузок. Преподаватели не должны тратить рабочее время на работы, не свойственные учебному процессу.

4. С 2019/2020 учебного года в вузах ввести принцип "уровень успеваемости студента — основной критерий оценки деятельности профессоров и преподавателей". С преподавателями, не отвечающими требованиям данного принципа, может быть расторгнут трудовой договор.

5. С 2018/2019 учебного года по отдельным направлениям бакалавриата ввести срок обучения 3 года и магистратуры 1 год.

6. В магистратуре в целом ввести два типа программ - производственные (практические) со сроком обучения 1 год и научно-педагогические со сроком обучения 2 года.

7. Иностранных граждан принимать в бакалавриат вне квот приема на основе собеседования, без сдачи тестовых испытаний.

8. Определить до начала учебного года количество предметов, по которым допускается пересдача при наличии академической задолженности, четко определить сроки пересдачи.

9. Запретить привлечение профессоров и преподавателей к собраниям и другим мероприятиям, не  не связанным с их задачами и направлениями деятельности. Руководители всех уровней уже предупреждены о персональной ответственности за нарушение этого требования, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Государственному центру тестирования при Кабинете Министров совместно с министерствами образования до 1 января 2019 года поручено пересмотреть методику подготовки тестовых вопросов вступительных экзаменов в вузы на основе передового зарубежного опыта.

Планируется, что со следующего года абитуриентам, имеющим сертификаты ведущих международных экзаменационных систем (TOEFL, IELTS, CEFR, SAT General, SAT Subject и других), будет присваиваться максимальное количество баллов по соответствующим предметам с освобождением их от тестовых испытаний по этим предметам.

Также до 1 января 2019 года будут разработаны меры по поэтапному созданию системы приема документов абитуриентов в электронной форме.  

Для внедрения эффективного общественного контроля во всех вузах организуются общественные советы, состоящие из студентов, родителей, активистов Союза молодежи, будущих работодателей, профессоров и преподавателей, а также представителей институтов гражданского общества.

С 1 сентября прием на работу в профессорско-преподавательский состав вузов осуществляется на основании рекомендации расширенного открытого заседания соответствующей кафедры с участием педагогических кадров и членов общественного совета по результатам испытательного занятия, проведенного на заседании.

Кроме того, внедряется практика организации обучения студентов на основании соглашений и совместных образовательных программ между вузами Узбекистана и зарубежных стран и выдачи им взаимно признаваемых дипломов.

Вместо должности проректора по духовно-просветительской работе вузов вводится должность проректора по работе с молодежью.  Задача по координации их деятельности возлагается на Службу по вопросам молодежной политики аппарата президента.

Министр высшего и среднего специального образования, руководители министерств и ведомств, имеющих в своем ведении вузы, отныне должны минимум раз в месяц проводить критическое обсуждение результатов деятельности ректоров и проректоров, а министр инновационного развития — проректоров по научной работе и инновациям всех вузов на предмет выполнения задач, определенных в их «дорожных картах».

Ежегодно на заседаниях Кабинета Министров будут обсуждаться отчеты министра высшего и среднего специального образования, руководителей министерств и ведомств, имеющих в своем ведении вузы, об участии вузов в осуществляемых в стране реформах. По итогам обсуждения правительство будет рассматривать вопрос о соответствии или несоответствии занимаемой должности ректоров.

Минвузу и министерствам, имеющем подведомственные вузы, поручено создать условия для всестороннего развития и поддержки инновационных и технологических идей. Учебные занятия будут организовываться с учетом формирования у студентов "инновационно-ориентированного мышления".

Для привлечения студентов к научной деятельности и формирования у них инновационного мышления в каждом вузе будут сформированы "группы молодых экспертов" в целях формирования новых идей и инициатив.

Правительству поручено принять постановление об обеспечении вузов современной учебной, учебно-методической и научной литературой, периодическими журналами, а также постоянном обновлении фондов информационно-ресурсных центров.

Дополнительно планируется создать условия для доступа вузов к международным базам научно-технической информации, широкому опубликованию научных результатов работы профессоров и преподавателей на международном уровне.

Источник

Информацию по всем вузам Узбекистана можно найти в электронных справочниках серии Abitur.uz.  Abitur.uz. предлагает удобный электронный тренажер для подготовки к тестированию. Научитесь решать тесты просто и быстро с помощью системы электронного тестирования.

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: ВУЗы Ташкента, ВУЗы Узбекистана, Образование в Узбекистане

Еще по теме:

Просмотров: 3084

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.