«Солнечный город»: Любимые места и священные реликвии

20.08.2010

Мой город, любимый Ташкент… С ним связано все самое лучшее, что было в моей жизни. Удивительный, прекрасный, добрый, гостеприимный город, и сегодня, спустя века, он хранит энергию многих поколений, живших здесь и приумножавших его славу. Ему я могу посвящать еще множество различных эпитетов. И это понятно, ведь это мой родной город.

В любое время года я люблю гулять по его улицам, особенно в его старой исторической части. Только здесь, на узких улочках первозданной махалли, любуясь прелестью одноэтажных домиков, возле которых бегают босоногие ребятишки, можно ощутить настоящую ауру прошлых лет.

С двух сторон вдоль улочки тянутся глухие стены и, только скользнув взглядом в слегка приоткрытую калитку, можно увидеть кусочек уютного дворика, тщательно выметенного и политого водой, манящего свежей прохладой. А бывает, идет навстречу женщина, а на голове у нее полный сават (большой плетеный поднос) горячих, только что из тандыра, лепешек. Она непременно остановится, предложит отведать душистого хлеба… Видать, сразу поняла, что я нездешняя, а гостям здесь всегда рады и чтут их очень высоко.

Много интересного можно увидеть в этой части города: уникальные памятники старины, окутанные легендами и тайнами, о которых рассказывают местные старожилы-аксакалы за пиалой душистого чая, удобно устроившись на топчане в махаллинской чайхане. Еще в детстве я много слышала из рассказов своего дедушки о медресе Муйи муборак, построенном в XVI в., где хранится волос пророка Мухаммада, отчего медресе и получило название Муйи муборак, т.е. «Священный волос». В настоящее время в этом медресе хранятся редкие рукописи и одна из наиболее почитаемых святынь ислама - древнейший в мире Коран Османа, датированный VII в.

В 2007 г., когда Ташкент со стороны ISESCO был объявлен одним из четырех центров исламской культуры, комплекс Хасти Имам, в который входят медресе Муйи муборак, Баракхан, гробница Каффал Шаши, мечеть Намозгох, соборная мечеть Хазрати Имам и здание Управления мусульман Узбекистана, был реконструирован всего за четыре месяца. Здесь душа просыпается. Сейчас во всем своем великолепии и блеске он стал местом паломничества многочисленных туристов и гостей узбекской столицы, вызывая восхищение мастерством древних и современных зодчих.

Будучи по работе в Управлении мусульман Узбекистана, я, закончив дела, решила осмотреть весь комплекс. Повезло, что в соборной мечети Хазрати Имам в это время никого не было и мне разрешили в нее войти. То, что предстало моему взору, восхитило меня до глубины души. Глядя на эту красоту, меня охватило чувство гордости за то, что и в наше время немало искусных мастеров, способных создавать. Поражают взоры ювелирная резьба, украсившая двадцать колонн главной соборной мечети из сандалового дерева, специально привезенного из Индии. Как мне рассказал здешний смотритель, каждое утро их обливают водой, только тогда они издают свой неповторимый аромат. Еще одна достопримечательность этой мечети – это ее два минарета высотой около пятидесяти трех метров каждый. Правый минарет возведен мастерами из Хорезма, а левый – самаркандскими мастерами. В солнечном свете сверкают отделкой из голубой майолики венчающие медресе и мечеть купола, оконные проемы которых спроектированы таким образом, чтобы лучи солнца проникали внутрь мечети от восхода до заката.

Невозможно передать словами чувства, охватывающие при виде священной книги Корана Османа, прошедшей долгий и непростой путь к своему нынешнему пристанищу. Как утверждают мусульманские богословы, широко почитаемой в мусульманском мире реликвией является Коран Османа, залитый кровью третьего «праведного» халифа Османа ибн Аффана (644–656). Именно он является создателем унифицированного текста Корана. Собрав у учеников и сподвижников Мухаммада тексты записей его поучений, он с помощью' бывшего личного писца Пророка Мухаммада – Зейда ибн Сабита составил сводный единый текст, убрав то, что, с его точки зрения, противоречило идее единства мусульман и могло вызвать раздоры. Со сводного Корана было сделаны копии, которые были разосланы в Мекку, Дамаск, Куфу и Басру. Подлинник Осман оставил себе. Именно его страницы оказались обагренными «священной кровью» халифа.

Эту реликвию судьба забросила в Самарканд, где он хранился в мечети Ходжи Ахрара, шейха суфийского ордена, жившего в XV в. На его страницах, исписанных одним из самых красивых арабских почерков – куфическим письмом, отчетливо проступали бурые пятна, выдаваемые хранителями за кровь Османа. Мечеть активно посещали паломники, поклонялись Корану Османа, просили у него благословения. В дни больших праздников его выносили из мечети и показывали народу.

О том, как Коран Османа попал в Самарканд, существует несколько версий. Согласно одной из них, в X в. Коран Османа был привезен из Багдада в Самарканд богословом Абу Бакром Каффалем аш-Шаши. Но наиболее вероятной версией, как считает большинство исследователей, является то, что Коран Османа был привезен Амиром Темуром из Сирии или Ирака и потом хранился в его личной библиотеке, откуда и попал в силу каких-то обстоятельств в мечеть Ходжи Ахрара.

А по свидетельству известного ориенталиста Арминия Вамбери, совершившего в 1863 г. под видом странствующего дервиша путешествие в Центральную Азию, он видел в Самарканде, в мавзолее Амира Темура, на возвышении посреди гробницы большой Коран, написанный на коже газели. «Я слышал, – писал он, – от многих и верных людей, что это тот самый экземпляр, который был написан третьим халифом. Прославленный полководец Темур привез с собой эту святыню из сокровищницы турецкого султана Баязида в Бурсе».

Что касается официальной версии, то эта священная реликвия была перевезена из Багдада в Самарканд, где и хранилась в течение восьми веков вплоть до начала XIX в., пока по приказу туркестанского генерала-губернатора Кауфмана Коран не был доставлен в Петербург. Российские ученые доказали подлинность священной книги. В первые годы советской власти, по декрету Ленина, Коран был возвращен мусульманам. Коран хранился в медресе Кукельдаш, затем долгое время – в специальном хранилище музея истории Узбекистана, а с 1989 г. он находится в медресе Муйи муборак. Как бы то ни было, главное – Коран Османа хранится в Ташкенте. Недавно завершились работы над его восстановлением. Этим занималась специальная комиссия. Как мне удалось узнать, толщина Корана Османа составляет 60 см. Он состоит из 353 листов, 69 из которых выполнены из бумаги, а остальные – из выделанной оленьей кожи (пергамент).

В настоящее время Коран Османа является религиозным, культурным и историческим памятником, состоящим на особом учете правительства Узбекистана. Каждый, кто приезжает на узбекскую землю, непременно посещает Старый город, чтобы полюбоваться красотой комплекса Хасти Имам, совершить молитву в мечети и приобщиться к священной книге – Корану Османа.

Один из моих коллег, ответственный секретарь, главный редактор газеты «Ал-Аламия» Салох Гадр Сажид Султон, не раз приезжавший в Ташкент, поделившись своими впечатлениями, сказал: «Мне не раз посчастливилось посетить комплекс Хазрати Имам в Ташкенте, а также исторические и архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы. Я восхищен тем, какое большое внимание уделяется в вашей стране сохранению и изучению наследия, возрождению памятников. Я удостоился чести увидеть уникальную рукопись Корана – «Хазрати Осман Мусхафи». При этом на моих глазах выступили слезы радости. Ведь какое это большое счастье для узбекского народа и всего мусульманского мира, что у нас есть Коран Османа, а главное - он хранится в надежных руках». Такова судьба Корана Османа – нашей священной реликвии, уникального памятника истории и исламской культуры. Насколько его история достоверна, покажет время. Эта священная рукопись и сегодня продолжает привлекать в Узбекистан многочисленных паломников, туристов, исследователей и ученых из многих стран мира.

Кто знает, какие тайны, доселе скрытые от человечества, они еще раскроют?

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Достопримечательности Ташкента, История Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 17397

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.