Город благородного камня. «Слоеный пирог» истории

22.10.2010

– В каких еще местах столицы  формировались очаги городской культуры?

– С приходом сюда градостроителей постепенно осваивается оазис,  обводненный Саларом. В силу политических обстоятельств в VII веке столица Чача перемещается с Канки в город на Мингурике. Здесь возведен дворец с залами, кулуарами, святилищем огня, с настенными росписями в духе традиций согдийской культуры,  аналогичных построек Самарканда. Причина сходства в том, что все эти земли лежали на трансконтинентальной трассе Великого шелкового пути и его ветвей, по которым распространялись технические и культурные новации. Чач с VI века входил в состав Тюркского каганата, и, возможно, во дворце жил тудун, назначенный каганом надзирать за сбором дани.

Одним из памятников той поры из обнаруженных в Ташкенте можно назвать и самый крупный замок-усадьбу – городище Актепа-Юнусабад, что в районе нынешнего 17-го квартала Юнусабада, на арыке Актепа. В нем есть хозяйственная часть и есть культовая, с алтарем и мавзолеем-наусом, где, очевидно, ставились оссуарии – терракотовые ящики, хранившие, по зороастрийскому обряду, очищенные кости умерших. Здешний храм представляет собой тип агиари – двухкамерного зороастрийского святилища огня VII – начала VIII века. Во дворцовой части расчищены три зала, в том числе приемный. Судя по всему, выстроенная в округе Мингурика – официальной резиденции – усадьба была летним местом пребывания правителя Чача. Иметь такую «дачу» было в традициях того времени. Комплекс был окружен рвом с водой, через который вел единственный мост. Он был хорошо укреплен на случаи вторжения извне. Спустя полторы тысячи лет здесь по-прежнему есть на что посмотреть, но памятник, несомненно, нуждается в консервации. Вековые стены теряют прочность.

Другим очагом древней культуры стал четырехбашенный замок на пахсовом основании на Чиланзар-Актепа с мощными стенами – шириной до четырех метров и вторым этажом. То была не просто крепость, а храм огня. А сколько еще по городу более мелких поселений общинников и замков знати – дихкан доарабского периода...

Жители этой земли всегда отличались свободолюбием, и именно здесь нередко вспыхивали самые крупные восстания. И когда в 713 году со стороны Самарканда на Ташкент двинулось арабское войско Кутейбы ибн Муслима, ему было оказано ожесточенное сопротивление. Однако оно было подавлено. Судьба оазиса была незавидной. Арабский историк Ат-Табари характеризует ее одной лаконичной фразой: «Все селения Шаша были сожжены». И следы этих пожаров мы обнаруживаем повсеместно. Была разрушена и система водоснабжения, восстанавливать которую не имело смысла. Люди покинули берега Салара.

К XIX веку вокруг древних руин Мингурика были разбиты абрикосовые сады, давшие местности современное название. После завоевания Ташкента царской Россией эта территория оказалась в гуще строительства, ее пересекли улицы Нового города. В результате активной застройки последних полутораста лет на сегодня от городища остался небольшой холм размером 100 на 80 метров, вместивший в себя, как слоеный пирог, все культурные слои, включая архитектурно-строительный комплекс почти двухтысячелетней давности.   Здесь есть  и  остатки мощного сооружения высотой до пяти-шести метров, сохранились своды и арки проходов.   В  нынешнем году на Мингурике  возобновлены раскопки.

А сам город тогда, после опустошения в ходе арабского завоевания, восстал, подобно птице Феникс, из пепла, но уже на новой территории. Тому способствовало его стратегическое расположение – здесь сходились торговые пути, развивались все ремесла, устанавливались контакты между Европой и Азией. Горы Чача Чаткал и Курама изобиловали полезными ископаемыми, залежами разнообразных руд. И потому Ташкент не мог не восстать из руин. Он заново отстроен в восьми километрах к северо-западу от Мингурика – в районе нынешнего Старого города. Сейчас его остатки скрыты под густой застройкой XIX века.

– Значит, Старый город в нашем сегодняшнем понимании еще совсем молодой с позиций истории?

– Верно. Виднейшие ученые М.Е.Массон и В.В.Бартольд в свое время отождествляли городище на этой территории со средневековым городом Бинкатом, который описан в арабских источниках IX-X веков. Их догадки подтвердились в ходе археологических  исследований. Люди тогда освоили Бозсуйскую  водную  систему.  В арабских хрониках указано, что багдадский халиф выделил два миллиона дирхемов для проведения канала на этой земле. Возможно, речь идет о Калькаусе. Ибн Хаукаль и другие авторы средневековья отмечали, что «все арыки протекают через город».

Здесь, на пересечении караванных путей, воздвигли новую крепость, сформировался собственно город – шахристан с двумя ремесленными пригородами – рабадами, со своими стенами и воротами. Все это помогают выяснить наблюдения за рельефом и топонимика старогородской части столицы. Кстати, именно в этот период в широкое употребление входит в качестве названия всего оазиса термин «Шаш», заменивший Чач из-за того, что в арабском алфавите нет буквы «ч». А его центральный город – Бинкат, по свидетельству ученых конца X-XI века Беруни и Махмуда Кашгарского, носил также тюркское название Ташкент.

Столица очень быстро превратилась в крупный торговый центр, откуда караваны вывозили товары во все стороны света. Так он просуществовал до монгольского нашествия в начале XIII века. Тогда он входил в государство Хорезмшахов, глава которого, дабы преградить путь монгольскому племени найманов, велел разрушить всю систему ирригации. Люди покинули город. Но уже в конце XIII века он опять возродился. С XIV века Ташкент стал форпостом империи Темура на севере, в это время была выстроена его новая оборонительная стена. Историк XIV века Казвини называет Ташкент той поры городом чистым и приятным, покрытым зеленью.

Дальнейшая история нашей столицы уже мало связана с археологией и шире освещается в письменных источниках.

– Маргарита Ивановна, тогда напоследок вопрос, которым задавались, пожалуй, едва ли не все горожане. Откуда произошло название Ташкента и что оно означает?

– Если дословно перевести слово Ташкент, то это – «каменный город». Версия, построенная на этом, и верна, и неверна одновременно. Объясню. Историю  края  во многом проясняют ранние китайские хроники.   В  них фигурируют два наименования территории и города: китайская передача названия Чач – Джеше, а также слово Ши, которое переводится как камень. Но не строительный, ведь в нашем регионе, как и во всей Средней Азии, никогда не строили здания из камня, только из глины, кирпичей. В тюркском языке есть слово Ше, обозначающее камень бирюзу. Именно этим благородным полудрагоценным камнем так богаты горы Чаткала и именно ее вывозили отсюда во все страны Востока. Он, вероятно, и дал название городу. Та же река Сырдарья у китайцев называлась Яоша – Жемчужная. Поэтому современное название столицы лучше всего можно перевести как «Город благородного камня». Неплохо звучит, не так ли?

«Правда Востока»

Версия для печати
Ссылка на статью »»

Теги материала: Достопримечательности Ташкента, История Ташкента

Еще по теме:

Просмотров: 3380

Новые налоговые зоны в Ташкенте »
Друзья проекта »
Рейтинг@Mail.ru

Условия использования материалов: в сетевых изданиях – обязательная прямая гиперссылка на mg.uz;

в остальных СМИ – ссылка на mg.uz как на источник информации.

© ООО «Norma», 2018. Все права защищены.